Включить версию для слабовидящих МОБУ СОШ №6 - Страничка психолога
Размер шрифта: A A A Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
Пятница
17.08.2018
04:17
Вход на сайт
Логин:
Пароль:
Поиск
Календарь
«  Август 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Архив записей
Мини-чат
200
Статистика
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • База знаний uCoz

  • Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение 
     "Средняя общеобразовательная школа №6"  городского округа город Сибай 
    республики Башкортостан

    2017-2018 учебный год

    Страничка психолога

     
      С 2003 года в нашей школе функционирует  психолого - логопедическая служба, помогающая   учащимся и учителям справиться со многими жизненными ситуациями и проблемами.
     
      Педагог-психолог: Ахмедьянова Гульнара Мироновна
      Учитель-логопед: Матракшина Майя Валерьевна
     
      На этой страничке мы будем обсуждать актуальные школьные проблемы, давать советы учителям, родителям, учащимся.
     
      Одним из наиболее опасных считается переход учащихся из 4 класса в 5-й. Именно об этом наш сегодняшний разговор.
      
    Психологическая подготовка учащихся  к переходу в 5 класс.
     
    Переходный период из начальной школы в основную сказывается на всех участниках образовательного процесса: учащихся, педагогах, родителях, администрации школы, специалистах психолого-педагогической службы.
     
    Часто последствия бывают отрицательными, что обусловлено:
     - сменой социальной обстановки;
     - изменением роли учащегося;
     - увеличением учебной нагрузки;
     - изменением режима дня;
     - разностью систем и форм обучения;
     - нестыковкой программ начальной и основной школы;
     - различием требований со стороны учителей-предметников;
     - изменением стиля общения учителей с детьми.
     
    Наблюдения за учащимися, общение с ними в этот период показывает, что они очень растерянны, не могут понять, как строить взаимоотношение с педагогами, какие требования обязательны для выполнения – к школьнику впервые предъявляется много требований со стороны многих человек. На пятиклассника обрушивается поток информации с непонятными для него словами, терминами. Есть и такая категория детей, которые в силу своего эмоционального состояния, создают множество организационных трудностей. Сократить переходный период, смягчить связанные с ним факторы негативного характера помогает нашему коллективу специально разработанная программа "Преемственность”, которая создана с целью координации, более эффективной организации учебно-воспитательного процесса и психолого-педагогического сопровождения учащихся – выпускников начальной школы – при переходе их в среднее звено.
    В школе сложилась система совместной работы администрации с педагогами и специалистами психолого-педагогической службы.
     
    Переход в 5-й класс характеризуется:
    • сменой социальной обстановки;
    • изменением роли учащегося;
    • увеличением учебной нагрузки;
    • изменением режима дня;
    • разностью систем и форм обучения;
    • различием требований со стороны учителей-предметников;
    • изменением стиля общения учителей с детьми.
    • нестыковкой программ начальной и основной школы
     
    Общие умения для успешного обучения
    • слушать учителя;
    • выделять главную мысль сообщения;
    • связно пересказывать содержание текста;
    • отвечать на вопросы к тексту;
    • ставить вопросы к тексту;
    • делать содержательные выводы на основе полученной информации;
    • письменно выражать свою мысль;
    • привлекать дополнительные источники информации, пользоваться справочной литературой (словарями, энциклопедиями и др.)
    • адекватно оценивать результаты собственной работы.
     
    Необходимо учить детей работать с учебным текстом: выделять главную мысль; составлять план; запоминать содержание и пересказывать его с опорой на план и т.д.
     
    Рекомендации родителям
    1)Воодушевите ребенка на рассказ о своих школьных делах. Не ограничивайте свой интерес обычным вопросом типа: «Как прошел твой день в школе?»
    2) Каждую неделю выбирайте время свободное от домашних дел, и внимательно беседуйте с ребенком о школе. Обязательно спрашивайте вашего ребенка о его одноклассниках, делах в классе; школьных предметах, педагогах

    Анализ работы педагога-психолога за 2016-2017 год

    • 2017-2018 учебный год

    • Как помочь своему ребенку наладить взаимоотношения в классе

      (обращение психолога к родителям)

      Обязательно предупредите учителя о проблемах своего ребенка (заикание, необходимость принимать лекарства по часам т.д.). Заикания, тики, энурез, энкопорез, кожные заболевания необходимо отслеживать и по возможности лечить. Все это может стать причиной насмешек со стороны сверстников.

      Необходимо обеспечить ребенку все, что позволит ему соответствовать общим школьным требованиям. Если для уроков физкультуры нужны черные шорты, т не следует предлагать ребенку розовые, считая, что это не важно. Для учителя может быть и не важно, а одноклассники станут дразнить ребенка. Это не значит, что надо идти у ребенка на поводу и покупать ему шапку «как у Ленки из 5 «Б».

      Посоветуйте ребенку изменить тактику поведения. Ведь если стереотип сложился, то любой поступок является предсказуемым. Ребенок ведет себя по заданной окружающими схеме. Но если на стандартные обстоятельства он отреагирует неожиданным образом, то, возможно, он сумеет не только озадачить своих преследователей, но и сделать шаг к преодолению сложившейся ситуации. Например, можно предложить ребенку вместо того, чтобы начинать плакать или «лупит» всех подряд, посмотреть в глаза обидчикам и спокойно спросить: «Ну и что?» – или начать смеяться вместе с ними. В общем, сделать то, чего от него совсем не ожидают.

      Постарайтесь обеспечить ребенку общение с одноклассниками вне школы. Приглашайте их в гости, устраивайте общение с ними.

      Необходимо всячески способствовать участию ребенка в классных мероприятиях, поездках. Не стоит сразу после уроков забирать ребенка из школы даже ради занятий английским или музыкой. Иначе все ребята будут дружить между собой, а ваш ребенок так и будет чужим в классе.

      Не следует приходить в школу лично разбираться с обидчиком своего ребенка, лучше поставить в известность классного руководителя и психолога. Не спешите бросаться защищать ребенка в любой конфликтной ситуации с одноклассниками. Иногда ребенку полезно пережить все стадии конфликта – это поможет ему 6научиться самостоятельно решать многие проблемы. Но, приучая ребенка к самостоятельности, важно не переусердствовать и не пропустить ситуацию, с которой ребенок не в состоянии справиться без вмешательства взрослых. Такой ситуацией, безусловно, являются систематические издевательства и травля ребенка со стороны сверстников.

      Внимание! Если ситуация зашла слишком далеко, например, ребенка постоянно унижают или обзывают – отреагируйте на это. Важно помочь ребенку пережить полученную психическую травму, рассмотрите вариант по переводу в другой класс. Ребенку нужно, научиться не бояться сверстников и доверять им.

      Как помочь своему ребенку стать увереннее

      В сложных ситуациях не стремитесь все сделать за ребенка, но и не бросайте его одного. Предложите справиться с проблемой вместе (не важно, что это – шнурки на ботинках или первая ссора с приятелем). Иногда достаточно просто побыть рядом с ребенком, пока он пытается сделать что-то.

      Родительская любовь для ребенка вещь не очевидная; если родители никак не проявляют своих теплых чувств, то ребенок может решить, что его не любят. Это сформирует у него чувство беспомощности и незащищенности  в себе. Преодолеть это чувство помогает телесный контакт. Можно просто погладить ребенка по голове, обнять, посадить на колени. Это никогда не будет лишним ни для малышей, ни для дошкольников, ни для младших школьников.

      Все сказанное отнюдь не означает, что ребенку не следует дать понять, что вы критикуете конкретный поступок ребенка, а ваше отношение к нему не меняется. Можно сказать ребенку: «Мы любим тебя всегда, что бы ты ни сделал, но иногда нам бывает трудно не сердиться  и обижаться на тебя!»

      Как помочь ребенку в выборе друзей

      Необходимо знать всех друзей своего ребенка, особенно если вы опасаетесь негативного влияния с их стороны. Надо помочь организовать общение ребенку, создать соответствующее окружение. Мало просто отдать его в подходящий коллектив, приглашайте детей домой, по возможности познакомьтесь с их родителями. Самое главное, ненавязчиво создайте ребенку приемлемый круг общения (позаботиться об этом следует, пока ребенок еще маленький). Это могут быть дети ваших друзей, одноклассники, какой-нибудь клуб, кружок, секция, словом, любое общество, объединяющее людей со схожими интересами и доброжелательно относящихся друг к другу.

      Задача родителей – не только поддержать ребенка, попавшего в непростую ситуацию, но и научить его взаимодействовать с окружающими. Не надо пытаться полностью оградить ребенка от отрицательных переживаний. В повседневной жизни избежать гнева, обид или столкновения с жестокостью невозможно. Важно научить детей противостоять агрессорам, не уподобляясь им. Ребенок должен уметь сказать «нет», не поддаваться не провокации товарищей, с юмором относится к неудачам, знать, что в свои проблемы иногда правильнее посвятить взрослых, чем разбираться самостоятельно, и быть уверенным, что родные не отмахнуться от него, а помогут и поддержат в трудную минуту.

      Что делать, если ребенка отвергают.

      Не все дети могут и хотят рассказывать родителям о своих проблемах, и чем старше ребенок, тем меньше вероятность, что он пожалуется родителям на происходящее. Стоит проявлять интерес к делам своего ребенка, но делать это ненавязчиво. Если он ничего сам не рассказывает, следует понаблюдать за ним.

         В первую очередь надо сходить в школу, поговорить с учителями об отношениях своего ребенка с одноклассниками, посмотреть, как себя ведет ребенок в классе после уроков или на перемене, на праздниках: проявляет л инициативу в общении, с кем общается он, кто общается с ним и так далее. Можно обратиться за помощью к школьному психологу, ему легче осуществлять наблюдение за детьми.

         Следующие симптомы могут свидетельствовать о том, что ребенку плохо в классе, его отвергают.

      Ребенок:

      ·         неохотно идет в школу и очень рад любой возможности не ходить туда;

      ·         возвращается из школы подавленным;

      ·         часто плачет без очевидной причины;

      ·         никогда не упоминает никого из одноклассников;

      ·         очень мало говорит о своей школьной жизни;

      ·         не знает, кому можно позвонить, чтобы узнать уроки, или вообще отказывается звонить кому-либо;

      ·         ни с того ни с сего (как кажется) отказывается идти в школу;

      ·         одинок: его никто не приглашает в гости, на дни рождения, и он никого не хочет позвать к себе.

    Советы учителям: Как помочь обучающимся подготовиться к экзаменам

    В процессе обучения  и при сдаче экзаменов большую роль играет, во-первых, знание или, точнее, понимание того, что надо делать, и, во-вторых, умение это делать.

                Поэтому учителям следует активнее вводить тестовые технологии в систему обучения, ведь не зря говорят, что «нельзя научиться плавать, стоя на берегу». Такие тренировки по выполнению тестовых заданий обучающимися позволят реально повысить тестовый балл. Зная типовые конструкции тестовых заданий, школьник во время экзамена  практически не будет тратить время на выполнение инструкции. Во время таких тренировок формируются соответствующие психотехнические навыки саморегуляции и самоконтроля. Психотехнические навыки не только повышают эффективность подготовки к экзаменам, позволяют наиболее успешно вести себя во время экзамена, но и вообще способствуют развитию навыков мыслительной работы, умению мобилизовать себя в решающей ситуации, овладевать собственными эмоциями.

                Важно репетировать еще и потому,  что в психологии известен такой факт: если запоминание информации и ее воспроизведение происходят в сходных условиях, то воспроизведение будет более успешным.

                Преподаватели обычно объясняют провал на экзамене низким уровнем знаний сдающего. Да, хорошее знание материала необходимо для успеха, но это знание нужно еще и продемонстрировать, причем именно тогда, когда нужно. Беспокойство и тревога в ситуации экзамена могут быть еще большими врагами, чем не самое блестящее знание предмета.   В Ваших возможностях научить ребенка справиться с излишним волнением при подготовке к сдаче экзаменов. Как это можно сделать?

    1.     Если накануне экзамена ребенок постоянно думает и говорит о провале, посоветуйте ему постараться не думать о плохом. Конечно, это будет трудно. Опишите ему картину будущего легкого и удачного ответа. Пусть он почаще и сам воображает себе образ «желаемого будущего» во всех подробностях – как он, волнуясь, входит в класс, садится на место. И тут страх пропадает, все мысли ясные, ответы четко представляются уверенному в себе человеку. Расскажите обучающимся, как Вы оцениваете их мысли о возможном провале – они не только мешают готовиться к экзамену, создавая постоянное напряжение, но и разрешают школьнику готовиться «спустя рукава», ведь все равно впереди ждет неудача.

    2.     Если волнение все же не покидает выпускника, то предложите ему прием, называемый «доведение до абсурда». Главная задача – как можно сильнее напугать себя. Хорошо заниматься этим упражнением вдвоем – напугайте друг друга посильнее. Этот прием обязательно приведет Вас обоих к мысли, что бояться  на самом деле нечего и не все так ужасно. Кстати, если старшеклассник поражает Вас каменным спокойствием – это не так уж и хорошо. Отсутствие некоторого волнения на экзамене часто мешает хорошим ответам.

    3.     Если обучающийся заранее рассматривает экзаменаторов (тестотехников) как своих врагов, ничего хорошего из этого не выйдет. Поговорите с пессимистом, объясните ему, что все преподаватели тоже сдавали экзамены и помнят свои ощущения. Даже если тестотехник кажется хмурым и неприветливым – возможно, он просто демонстрирует свою строгость, объективность и беспристрастность.

    4.     А помните ли Вы, как учили материал к экзаменам? Пользовались ли Вы какими-то интересными приемами усвоения знаний? Если Вы знаете такие секреты, обязательно поделитесь ими со своими детьми. Неплохо поспрашивать и знакомых, и учителей, работающих с Вами в рамках методического объединения. Возможно, Вам удастся создать для Ваших выпускников своеобразную «копилку» приемов усвоения знаний.

    5.     Используйте при подготовке такой приём, как  работу  с  опорными конспектами. Опорный конспект – это не переписанный бисерным почерком фрагмент учебника, это всегда схема материала. Разработайте вместе с обучающимися систему условных обозначений и не жалейте времени на оформление конспекта – на большом листе, на доске. Старшеклассники хорошо усваивают содержание материала через такую простую и приятную для них деятельность.

    6.     Расслабление уменьшает внутреннее беспокойство, улучшает внимание и память. Для расслабления и снятия напряжения отлично подходят дыхательные упражнения и аутогенная тренировка. Для начала освойте эти упражнения сами (они Вам тоже не помешают), а затем позанимайтесь с обучающимися. Включайте эти упражнения в структуру урока, используйте их для настроя класса перед контрольными работами.

     Ритмичное четырехфазное дыхание

    Для выполнения этого упражнения достаточно удобно сесть, распрямиться и положить расслабленные руки на колени.

                   - Первая фаза (4-6 сек.). Глубокий вдох через нос. Медленно поднимите руки вверх до уровня груди ладонями вперед. Сосредоточьте свое внимание в центре ладоней и почувствуйте сконцентрированное тепло (ощущение «горячей монетки»).

                   -  Вторая  фаза (2-3 сек.). Задержка дыхания.

                   - Третья фаза (4-6 сек.). Сильный глубокий выдох через рот. Выдыхая, нарисуйте перед собой в воздухе вертикальные волны прямыми руками (на экзамене лучше заменить это упражнение модификацией без размахивания руками).

                   - Четвертая фаза  (2-3 сек.). Задержка дыхания.

    Дышите таким образом не более 2-3-х минут.

     

     Аутогенная тренировка(3-5 минут)

    Сядьте удобно, закройте глаза. Спина прямая, руки лежат на коленях. Сосредоточьтесь на формуле «Я спокоен». Мысли отгонять не стоит, так как это вызовет дополнительное напряжение, позвольте им проплывать подобно облакам в небе.

    Мысленно повторите 5-6 раз «Правая рука тяжелая».

    Затем повторите исходную формулу «Я спокоен».

    Затем снова 5-6 раз произнесите формулу «Левая рука тяжелая».

    Снова повторите мысленно «Я спокоен. Я готов, я собран, я уверен в успехе!».

    Для того, чтобы привести тело в исходное состояние, сожмите